Пресс-центр > Статьи и публикации > Автоматизация избирательных процессов – важный фактор легитимности власти и демократии
Статьи и публикации
Автоматизация избирательных процессов – важный фактор легитимности власти и демократии

Автоматизация избирательных процессов – важный фактор легитимности власти и демократии

Украина – страна зарождающейся демократии. Зарождающейся в наши дни, на наших глазах. Буквально каждые выборы в Украине становятся краеугольным камнем ее дальнейшей истории. Нация ищет себя, экспериментирует с различными вариантами политических элит, технологиями их отбора и контроля. Одним из наиболее важных и доступных для каждого человека инструментов влияния на власть являются выборы. От того, на сколько качественно и честно они пройдут, во многом зависит легитимность всего государственного аппарата, градус политической напряженности, да и вектор развития общества в целом. 

 

Современная цивилизация развивается путем тотальной зависимости от компьютерных технологий. Не являются исключением и избирательные процессы. График проведения выборов становится все жестче и жестче. Если 10 лет назад на подготовку к выборам отводилось по 3 месяца, то в последнее время – не больше двух. И все чаще говорят о необходимости сократить этот срок до 45 дней. Избирательный процесс состоит большого числа стадий и отдельных процессов, которых насчитывается более 20, со сложными зависимостями между собой и зачастую с четко определенными временными рамками. Некоторые процедуры, например, регистрация кандидатов, заканчиваются к определенному сроку, а такие, как формирование и изменение состава избирательных комиссий, продолжается непрерывно, хотя их первичное создание также четко регламентировано во времени. При этом жесткость дедлайнов в проекте «Выборы» – максимальная: можно перенести старт космического корабля, но нельзя перенести дату выборов. Да и сам подсчет голосов нужно провести как можно быстрее – страна с нетерпением ожидает своих новых (или старых) топ-менеджеров, нового расклада политического пасьянса. А по моему субъективному мнению, основанному на десяти годах участия в выборах, в тех комиссиях, где результаты не опубликованы в течение суток после закрытия участков – с высокой вероятностью имеют место или фальсификации, или попытки сорвать подсчет голосов.

 

Очевидно, что выполнить огромный объем работы в столь ограниченные сроки принципиально невозможно без использования компьютерных технологий. К примеру, тех же членов участковых избирательных комиссий, информационное сопровождение которых нужно вести не только с точки зрения их участия в комиссиях и должностей в них, но и с точки зрения бухгалтерского и кадрового учета, с фиксацией постоянной ротации – около 500 тысяч по стране.

 

Более-менее адекватные информационные системы начали появляться на украинских выборах с начала 2000х годов. В 2004-м такая система уже покрывала все основные стадии избирательного процесса как на уровне ЦИК, так и окружных комиссий. В ее современном виде – системы с централизованной веб-ориентированной архитектурой – Единая информационно-аналитическая система «Выборы» создавалась в 2012 и 2014 году под выборы народных депутатов и Президента соответственно. Кстати, тут нужно отметить, что именно наличие современной архитектуры, а также отлаженной системы развертывания и технической поддержки дало возможность провести выборы Президента в мае 2014 года в столь сжатые сроки, в условиях серьезного организационного хаоса в стране.

 

К созданию и функционированию системы причастны десятки и сотни человек. При этом основной костяк команды проекта имеет более, чем 10-летний опыт автоматизации именно избирательных процессов.

 

Генеральным подрядчиком работ по созданию ЕИАС «Выборы» является Научно-производственное предприятие «Медирент», выполняющее не только организационно-координационную функцию, но и разрабатывающее большую часть программного обеспечения системы, обеспечивающее техническую поддержку двухсот избирательных комиссий.

 

Важнейшие подрядчики – компании «Инфосейф ИТ» (комплексная защита информации, телекоммуникационные и инфраструктурные решения) и «Проком» (функции уровня ЦИК).

 

Развертывание и эксплуатация такой важнейшей для страны системы проходит при активном участии СБУ и Госспецсвязи. И это особенно важно в условиях небывалой по интенсивности кибернетической войны, которую развязали враги Украины, ее курса на демократию и европейские ценности. И как показал опыт последних выборов, совместной команде разработчиков, сотрудников ЦВК, спецслужб и интернет-провайдеров удается противостоять беспрецедентному уровню атак на ЕИАС «Выборы», которую противник обоснованно считает одним из важнейших факторов демократического, прозрачного волеизъявления. А значит – и гарантом легитимности вновь избранной власти.

 

ЕИАС «Выборы» имеет около 30 функциональных блоков, покрывающих большинство избирательных задач, таких как определение границ округов и участков, регистрация кандидатов, партий, официальных наблюдателей, представителей, доверенных лиц, СМИ, ведение персонального состава окружных и участковых комиссий, контроль избирательных фондов, учет избирательной документации, бухгалтерский учет и анализ расходования средств, презентация (в пресс-центре ЦИК) и т.д. Тем не менее, важнейшей задачей системы является оперативное, именно оперативное информирование общества о ходе голосования и подсчете голосов. Соответствующая информация вводится в систему операторами окружных избирательных комиссий, проходит несколько стадий контроля, защиты, передачи и в конечном итоге появляется на сайте ЦИК. По динамике изменения результатов голосования делаются выводы об адекватности происходящего на выборах. Слишком быстрый или медленный подсчет голосов, большие отклонения от результатов экзит-полов, ненормальная явка или ее распределение во времени и много других показателей становятся объектом пристального внимания аналитиков и всего общества. И именно эти задачи системы становятся объектом главного удара хакеров.

 

Информационная система автоматизации избирательных процессов является органичной частью электронного правительства, важнейшим элементом электронной демократии. Украина, как один из мировых лидеров по разработке программного обеспечения, взяла курс на активное развитие электронного правительства как инструмент кардинального повышения эффективности государственной машины и борьбы с коррупцией. В этом контексте важным является тот факт, что наши избирательные информационные технологии не только адекватны поставленным перед ними задачам, реализованы в современной архитектуре, но и могут развиваться по абсолютно рациональному сценарию, когда созданная программно-техническая платформа и комплекс защиты информации используются для дальнейшего построения необходимых блоков задач.

 

К таким высокоприоритетным задачам, по мнению аналитиков компании «Медирент», на данный момент относятся:

 

  • Комплексная и централизованная автоматизация местных выборов (по аналогии с выборами Президента и народных депутатов).
  • Реализация пилотного проекта электронных выборов как эффективного инструмента противодействия фальсификациям (при этом мы понимаем, что такой проект может быть санкционирован и поддержан только той властью, которая не на словах, а на деле заинтересована в честных выборах и развитии институтов демократии в Украине).
  • Включение информации ЦИК об избирательных процессах в состав так называемых «открытых данных» (open data), свободно публикуемых на специализированных государственных ресурсах в виде готовых для повторного использования наборов данных (data sets).
  • Дальнейшее повышение уровня защиты информации в ЕИАС «Выборы».
  • Ресурсоемкая, но важная задача – создание в регионах постоянно действующей инфраструктуры по обеспечению автоматизации выборов, как местных, так и общегосударственных.
 
Целью такого развития является поддержание высокого технологического уровня избирательных процессов, стандартов демократии на уровне лучших мировых образцов.
 
Сейчас Украина имеет огромный цивилизационный шанс. Ей практически не нужно оглядываться назад и нести груз предыдущих решений. Сегодняшняя ситуация тяжела для настоящего, но выигрышна для будущего. И ей нужно смело и эффективно воспользоваться.
 
 
Алексей Бондарчук 
Заместитель директора, директор департамента проектов